Резолюция
Международного научно-практического форума «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы»

Участники Форума – ученые, педагоги, представители общественности и различных профессиональных сообществ – выработали консолидированную позицию:

1. Попытки поставить под сомнение правовую составляющую Хабаровского процесса – не имеют под собой никаких оснований.

2. Результаты приговора Хабаровского процесса юридически безупречны. Подсудимые полностью и безапелляционно признали свою вину в совершении преступлений, связанных с созданием и применением бактериологического оружия, проведением опытов над людьми и подготовкой к бактериологической войне, в том числе против Советского Союза.

3. Именно Хабаровский процесс положил начало созданию международной правовой базы для предотвращения применения биологического и иного запрещенного оружия.

4. Хабаровский процесс стал первым и пока единственным в отечественной практике случаем успешного применения принципа универсальной юрисдикции в суде. СССР выступал от лица и в интересах всего человечества.

5. Анализ наиболее актуальных угроз XXI века позволяет выделить как стратегическую угрозу – возможность применения биологического оружия. Масштабы поражений при использовании такого оружия могут превосходить последствия ядерного взрыва. Их действие может носить скрытый пролонгированный характер или же может вызывать в течение короткого периода времени массовые жертвы.


Участники Форума решили:

1. Провести научно-правовую оценку состояния нормативно-правового поля и фактов преступлений японских военнослужащих Квантунской армии в годы Второй мировой войны в отношении советских граждан и/или на современной территории Российской Федерации.

2. Подготовить современное издание материалов Хабаровского процесса, а также других документов о преступлениях, получивших правовую оценку на этом процессе.

3. Придать публичному осуждению как те преступления, которые получили правовую оценку в ходе Хабаровского процесса, так и иные, связанные с разработкой, применением и испытанием бактериологического оружия. Разместить в публичном пространстве материалы об этих преступлениях.

4. Создать постоянную экспозицию, посвященную Хабаровскому процессу как выражению принципиальной позиции Советского Союза по отношению к совершенным и планируемым преступлениям против мира и человечности, а также аналогичные тематические экспозиции на базе музеев школ, вузов и колледжей – экспозиции по проекту «Без срока давности».

5. Создать координационный центр по вопросам сотрудничества музеев Дальнего Востока и реализации проектов, посвященных вкладу Дальнего Востока в победу во Второй мировой войне.

6. Разработать объединенный федеральный выставочный проект, связанный с военными судебными процессами: Нюрнбергским, Токийским, Хабаровским. Провести выставку «"Дальневосточный Нюрнберг". Документальная летопись Хабаровского процесса», как составную часть проекта, во всех субъектах Российской Федерации.

7. Содействовать воспитанию подрастающих поколений в духе гуманизма, добра и милосердия, морали и нравственности, а также противостояние распространению в молодёжной среде человеконенавистнических идей, идеологии экстремизма и неонацизма.

8. Сделать регулярным проведение историко-тематических форумов, направленных на выработку консолидированной профессиональной позиции общественности по ключевым точкам исторической памяти, в том числе посвященных Хабаровскому процессу.

9. Внести изменения в Историко-культурный стандарт, учебную и учебно-методическую литературу, дополнив их разделами, посвященными геноциду советского народа в годы Великой Отечественной войны, Хабаровскому процессу и его итогам, преступлениям против человечности и преступным планам японских милитаристов в годы Второй мировой войны.

10. Образовательным организациям высшего, среднего профессионального и среднего образования использовать в учебной и воспитательной работе материалы Международного научно-практического форума «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы».

11. Провести межведомственное совещание Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, создать рабочую группу по интеграции образовательного модуля «Без срока давности», разработанного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в систему подготовки педагогических кадров и школьного образования.

12. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации обеспечить разработку регионального модуля, посвященного Хабаровскому процессу, в рамках образовательного модуля «Без срока давности».

13. Создать ресурсные центры по интеграции образовательного модуля «Без срока давности» в образовательный процесс в высших учебных заведениях в федеральных округах, а также сетевые научно-образовательные лаборатории изучения Второй мировой войны при вузах Российской Федерации.

14. Создать региональные отделения Ассоциации развития педагогических университетов и институтов в субъектах Дальневосточного федерального округа.

15. Ассоциации развития педагогических университетов и институтов включить в состав Ассоциации педагогические колледжи и средние общеобразовательные школы.

16. Признать общественно значимой инициативу молодёжи по медийной поддержке общественных проектов. Поддержать проведение молодёжного медиафорума, создание студенческого медиахолдинга «Без срока давности».

17. Поддержать инициативу Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» в части исследования мест сражений и истории интервенции на территории Хабаровского края и Русско-Японской войны на острове Сахалин с привлечением профессиональных историков и археологов.

18. Поддержать инициативу Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» о создании общероссийского проекта по стимулированию интереса гражданского общества к собиранию и изучению исторических материалов, воспоминаний участников и свидетелей дальневосточных событий периода Второй мировой войны и Победы советского народа над милитаристской Японией.